Снятие (рис. Г:37)
Двигатель снимается с автомобиля вверх в сборе с трансмиссией, затем отделяется от нее. Капот снимать не обязательно, однако это значительно увеличивает рабочее пространство.
1. Отсоедините провода от аккумулятора и снимите аккумулятор.
2. На карбюраторных двигателях снимите воздушный фильтр вместе со шлангами; закройте впускные патрубки (диффузоры) карбюратора, чтобы предотвратить попадание грязи.
3. Если бачок омывателя ветрового стекла расположен в переднем правом углу моторного отсека, снимите бачок вместе с насосом с держателя и положите его в полость перед ветровым стеклом.
4. На автомобилях с двойными фарами снимите с фар крышки.
5. Слейте жидкость из системы охлаждения, отсоединив нижний шланг радиатора от корпуса охлаждающего насоса, и соберите ее в чистую емкость — кран отопителя должен быть открыт (см. главу "Система охлаждения").
6. На моделях, оснащенных масляным радиатором, снимите масляный радиатор, расположенный на правой стороне основного радиатора, и положите его на двигатель. Не отсоединяйте шланги масляного радиатора.
7. Снимите радиатор в сборе с кожухом и вентилятором радиатора.
8. Отсоедините провода от следующих узлов, промаркировав приклеенными бирками кабели и разъемы:
- а) Распределитель зажигания (провода высокого и низкого напряжения).
- б) Датчик температуры охлаждающей жидкости (с левой стороны головки блока цилиндров)
- в) Датчик давления масла (над датчиком температуры).
- г) Термовыключатель подогревателя впускного патрубка карбюратора (при наличии).
- д) Датчик ВМТ (на ранних моделях, вверху картера сцепления).
- е) Генератор.
- ж) Выключатель фонарей заднего хода (вверху картера сцепления).
- з) Стартер (втягивающее реле).
9. Отсоедините шланги системы охлаждения от патрубков на головке и блоке цилиндров.
10. Отсоедините вакуумный шланг сервоусилителя тормозов от впускного коллектора.
11. На моделях с карбюраторным двигателем снимите (отсоедините) следующие детали:
- а) Бензопровод, идущий из топливного бака — от топливного насоса.
- б) Трубопровод возврата топлива — от карбюратора или от тройника (модели до 1979 года).
- в) Трос привода дроссельных заслонок — от карбюратора и кронштейна (не снимайте зажим крепления троса (при наличии).
- г) На моделях с автоматической трансмиссией: кронштейн крепления троса привода дроссельной заслонки на карбюраторе или головке блока цилиндров. Не изменяйте регулировку троса.
- д) Вакуумный резервуар. Положите резервуар на двигатель.
12. На моделях с системой впрыска топлива отсоедините или снимите перечисленные ниже детали (рис. Г:38). Все шланги, тросы и провода маркируйте, чтобы облегчить их последующую установку.
- а) Воздушный патрубок (воздуховод) между корпусом дроссельной заслонки у впускного коллектора и датчиком расхода воздуха у топливного распределителя.
- б) Шланг вентиляции картера от тройника на клапанной крышке.
- в) Трос акселератора от кронштейнов на клапанной крышке и корпусе дроссельной заслонки.
- г) Вакуумные шланги от патрубков на впускном коллекторе.
- д) Разъем проводов клапана холодного запуска (пусковой форсунки) с правой стороны впускного коллектора и пусковую форсунку с коллектора.
- е) Инжекторы с головки блока цилиндров (не отсоединяйте от инжекторов топливные трубки. Установите на них защитные колпачки).
- ж) Разъем проводов регулятора прогрева двигателя от блока цилиндров.
- з) Разъем проводов с термовыключателя на выпускном патрубке охлаждающей жидкости на головке блока цилиндров.
- и) Топливный распределитель с воздушного фильтра. Поместите узел в стороне, не отсоединяя от него ничего.
- к) Патрубок (воздуховод) воздухозаборника с воздушного фильтра. Отделите нижнюю часть воздушного фильтра.
13. Отсоедините трос привода спидометра от верхней части картера коробки передач и заглушите отверстие в коробке передач.
14. На моделях с механической коробкой передач отсоедините от коробки передач трос сцепления.
15. На моделях с механической коробкой передач отсоедините верхнюю и поперечную тяги механизма выбора передач от коробки передач. Отверните верхнюю гайку крепления промежуточного рычага на корпусе рулевого механизма.
16. На моделях с автоматической трансмиссией установите рычаг селектора в положение "Р". Отсоедините трос рычага селектора (1) от кронштейна и рычага на трансмиссии (рис. Г:39). Отсоедините трос дроссельной заслонки (2) от кронштейна, затем отсоедините трос педали акселератора (3). Отверните кронштейн (4) от картера трансмиссии.
17. На моделях с автоматической трансмиссией выверните болты крепления гидротрансформатора к ведущему диску (рис. Г:40).
18. На моделях с механической коробкой передач отверните нижнюю гайку и снимите промежуточный рычаг вместе с поперечной тягой механизма выбора передач.
19. Выверните пробку из поддона картера и слейте моторное масло в подставленную емкость; заверните пробку.
20. Отсоедините задний опорный кронштейн от картера коробки передач и кузова.
21. Отсоедините приводные валы от трансмиссии и подвесьте их к кузову на проволочных крюках.
22. Отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора. (Если выхлопные трубы прикреплены к двигателю и коробке передач кронштейнами — снимите кронштейны).
23. Закрепите двигатель к подъемному устройству и слегка приподнимите его, чтобы снять нагрузку с опор (см. главу "Основные правила проведения работ").
24. Снимите стартер, затем снимите реактивную штангу (переднюю подвеску) двигателя.
25. Отсоедините опорный кронштейн двигателя от лонжерона кузова с правой стороны автомобиля (рис. Г:41).
26. Отсоедините опорный кронштейн коробки передач от картера коробки передач и кузова (слева).
27. Слегка поверните двигатель и трансмиссию и осторожно поднимите агрегат из моторного отсека, направляя его так, чтобы не повредить кузов.
ВНИМАНИЕ: На автомобилях, имеющих карбюратор 1ВЗс вакуумным разгрузочным устройством воздушной заслонки, соблюдайте особую осторожность, чтобы не задеть выступающими частями карбюратора за кузов.
28. Отделите трансмиссию от двигателя (предварительно удалив крышку правого фланца полуоси — рис. Г:46).
29. На автомобилях с механической коробкой передач, выпущенных до ноября 1978 года, чтобы снять с двигателя коробку передач, необходимо установить маховик в определенное положение. Для этого поверните коленчатый вал двигателя так, чтобы один из трех выступов (В, рис. Г:44) или меток (А, рис. Г:44) на маховике совместился с указателем ВМТ на картере сцепления (рис. Г:44). Не следует путать указанные метки с 0-образной меткой ВМТ. Коробка передач имеет установочный штифт, поэтому должна отодвигаться от двигателя строго вдоль оси коленвала, и если маховик не будет установлен в нужное положение, то фланец правой полуоси не сможет пройти мимо маховика. На автомобилях более поздних выпусков установочный штифт заменен болтом с гайкой, и устанавливать таким образом маховик не обязательно, поскольку при снятии можно повернуть коробку передач. На инжекторных моделях фланец правой полуоси имеет вырез, который следует развернуть в сторону маховика.
Установка двигателя
Установка двигателя осуществляется в порядке, обратном снятию. Обратите внимание на следующее:
- а) На автомобилях ранних выпусков, имеющих вырезы на маховике, перед присоединением коробки передач к двигателю один из вырезов должен быть совмещен с фланцем правой полуоси — см. главу "Сцепление и механическая коробка передач".
- б) Соблюдайте осторожность, опуская двигатель с трансмиссией в моторный отсек, чтобы не повредить агрегат и приводные валы.
- в) В первую очередь присоедините к коробке передач левый опорный кронштейн. Затем присоедините опоры двигателя и коробки передач к кузову, не затягивая болты, после этого выровняйте агрегат и затяните болты крепления. Задняя опора должна быть совмещена так, чтобы резиновая подушка не испытывала излишних напряжений (рис. Г:43).
- г) Затягивайте болты крепления двигателя к коробке передач с моментом, указанным в разделе "Технические данные".
- д) Расположите выхлопную систему так, чтобы она не испытывала излишних нагрузок; при необходимости подогните крючки, к которым крепится система.
- е) Отрегулируйте трос акселератора, как описано в главе "Топливная система".
- ж) Отрегулируйте трос сцепления, чтобы свободный ход педали соответствовал указанному в разделе "Технические данные".
- з) Залейте в поддон картера масло рекомендуемой марки в необходимом количестве — см. раздел "Технические данные".
Комментарии посетителей