Рис. 2-139. Детали кривошипно-шатунного механизма:
1 — коленчатый вал;
2 — вкладыш коренного подшипника коленчатого вала;
3 — упорное полукольцо;
4 — вкладыши шатунного подшипника;
5 — шатун;
6 — втулка верхней головки шатуна;
7 — болт крышки шатуна;
8 — поршневой палец;
9 — стопорное кольцо поршневого пальца;
10 — поршень;
11 — верхнее компрессионное кольцо;
12 — нижнее компрессионное кольцо;
13 — маслосъемное кольцо;
14 — зубчатый шкив коленчатого вала;
15 — демпфер крутильных колебаний;
16 — шкив коленчатого вала;
17 — шкив коленчатого вала с демпфером крутильных колебаний на автомобилях с кондиционером или усилителем рулевого управления;
18 — шкив коленчатого вала на автомобилях с кондиционером и усилителем рулевого управления.
Коленчатый вал стальной, кованый, пятиопорный, с четырьмя противовесами.
Диаметр коренных шеек, мм:
- номинальный: 54,00-0,022-0,042
- 1-й ремонтный размер: 53,75-0,022-0,042
- 2-й ремонтный размер: 53,50-0,022-0,042
- 3-й ремонтный размер: 53,25-0,022-0,042
Максимально допустимая овальность шеек, не более, мм: 0,003.
Диаметр шатунных шеек, мм:
- номинальный: 47,80-0,022-0,042
- 1-й ремонтный размер: 47,55-0,022-0,042
- 2-й ремонтный размер: 47,30-0,022-0,042
- 3-й ремонтный размер: 47,05-0,022-0,042
Осевой зазор коленчатого вала при измерении на средней опоре, мм:
- номинальный: 0,07-0,17;
- предельно допустимый: 0,25.
Зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала, мм:
- номинальный: 0,03-0,08 (0,02-0,06);
- предельно допустимый (в эксплуатации): 0,17.
Маховик крепится к фланцу коленчатого вала шестью болтами.
Допустимое осевое биение маховика при измерении по окружности поверхности контакта с ведомым диском сцепления, не более, мм: 0,08.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава и имеют плоское днище. На днище каждого поршня сделаны четыре углубления, которые предотвращают касание (удары) о днище поршня тарелок клапанов при нарушении фар газораспределения. Для снижения температуры головки поршня и зоны верхнего компрессионного кольца внутренняя поверхность днища охлаждается струей масла, направляемой через специальную неподвижную форсунку, установленную в картере.
Наружные диаметры поршней представлены в таблице 2-22.
Диаметр поршня измеряется на расстоянии 10 мм от нижней кромки юбки поршня под углом 90° к оси поршневого пальца. Отклонение диаметра поршня от номинального или ремонтного размера не должно превышать 0,04 мм.
Поршневые пальцы плавающие. От осевого смещения они удерживаются двумя стопорными кольцами.
На каждом поршне установлено три кольца: два компрессионных и одно маслосъемное.
Зазор в замке составляет для верхнего и нижнего компрессионных колец 0,20-0,40 мм; маслосъемного кольца 0,25-0,50 мм. Предельно допустимый зазор при износе 1,0 мм.
Зазор между кольцом и канавкой поршня составляет для верхнего компрессионного кольца 0,02-0,07 мм; нижнего компрессионного кольца 0,02-0,06 мм. Предельно допустимый зазор при износе 0,15 мм.
Зазор в замке измеряется на установленном в цилиндре кольце на расстоянии 15 мм от нижней кромки цилиндра. Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения, с тонкостенными вкладышами. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка. Крышка нижней головки шатуна прямого сечения.
При установке шатунно-поршневой группы сторона шатуна с меткой «В» должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.
Осевой зазор шатуна на шейке коленчатого вала:
- номинальный 0,05-0,31 мм;
- максимальный 0,37 мм.
Зазор в эксплуатации между вкладышами и шейками коленчатого вала:
- номинальный 0,01-0,06 мм;
- максимально допустимый 0,12 мм.
Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна 0,003-0,007 мм.
Комментарии посетителей