Условия работы моторного масла
В зависимости от условий эксплуатации к моторным маслам предъявляются совершенно различные требования. При этом достаточно трудно точно определить воздействие различных условий эксплуатации на смазку. В двигателях, которые длительное время работают с высокой частотой вращения коленчатого вала или с полной нагрузкой, температура масла достигает больших значений. Под воздействием высоких температур и кислорода воздуха масло начинает окисляться. Продукты окисления загущают масло и могут отлагаться в виде лаковых пленок на верхних частях поршней, в канавках под поршневые кольца и на стержнях клапанов. Последнее может привести к закоксовыванию тарелок клапанов.
Разжижение масла в бензиновых двигателях
Если в цилиндры поступает переобогащенная топливо-воздушная смесь, если двигатель редко или вообще никогда не работает на максимальной мощности, если температура двигателя ниже рабочей температуры (езда по городу), то в результате имеет место неполное сгорание. Сажа, масляный нагар и другие продукты, само несгоревшее топливо и конденсация влаги ведут к образованию шлама, кислот и асфальта. Несгоревшее топливо оседает на стенках цилиндров и стекает в картер, при этом пленка масла с поверхности цилиндров и поршней смывается. Результатом является уменьшение смазки рабочих поверхностей поршней и цилиндров и разжижение масла, которое ухудшает смазывающую способность масла в зависимости от содержания в нем топлива.
При слишком сильном разжижении необходимо, по возможности, предпринять досрочную замену масла. Так как при экстремальных поездках (при горячем двигателе) часть бензина из масла улетучивается, то чаше контролировать состояние масла необходимо прежде всего зимой (больше холодных пусков — выше доля бензина в масле).
Вязкость моторного масла
Под вязкостью масла понимают его текучесть. Под воздействием температуры масло склонно свою текучесть изменять. При подводе теплоты масло становится жидким. В результате этого несущая способность и прочность пленки масла уменьшается. На холоде масло становится густым и менее текучим, причем его вязкость и внутреннее трение увеличиваются. Это свойство требует применения масла с такой вязкостью, которая при изменении температуры меняется как можно меньше. При холодном двигателе масло должно быть еще настолько жидким, чтобы не затруднить чрезмерно работу стартера и после запуска двигателя как можно скорее достичь всех трущихся поверхностей.
Текучесть или вязкость масла равнозначна его внутреннему трению и обозначается в соответствии с классификацией SAE (Society of Automotive Engineers), например, SAE 30, SAE 10 и т.д. Чем больше цифра в обозначении масла, тем оно более вязкое. Однако, вязкость масла не позволяет сделать вывода о его смазывающих свойствах.
Всесезонное масло
Для двигателей VW PASSAT предусмотрены всесезонные масла. Это имеет.то преимущество, что масло не должно заменяться с наступлением нового сезона (лето/зима). Всесезонные масла производятся на основе маловязкого сезонного масла (например, 15 W). Благодаря так называемому загустителю масло в горячем состоянии стабилизируется, так что на каждом эксплуатационном режиме достигается необходимая смазывающая способность. Если применяется всесезонное масло, следует прибегать к современным маслам, которые имеют большой диапазон вязкости (например, 15W-40,15W-50). Обозначение «W» в классификации SAE указывает на пригодность масла для эксплуатации в зимнее время.
Низкофрикционное масло
Под низкофрикционными маслами подразумевают всесезонные масла, которые среди прочих присадок имеют присадки модификаторов трения, благодаря которым трение в узлах двигателя уменьшается и может достигаться экономия топлива до двух процентов. Низкофрикционные масла имеют низ- кую вязкость (например, 10W-30). Базовым маслом для них является синтетическое масло. При покупке низкофрикционного масла необходимо обратить внимание на то, что оно допущено к эксплуатации фирмами VW/AUDI.
Области применения/классы вязкости

А - моторные масла для тяжелых условий работы и низкофрикционные масла. В соответствии со стандартами VW 500 00 и 505 00.
В - всесезонные масла. В соответствии со стандартом VW 501 01, масла 5 W - только для бензиновых двигателей.
С - сезонные масла.
Так как области применения соседних SAE-классов перекрываются, то непродолжительные колебания окружающей температуры могут во внимание не приниматься. Допускается смешивать масла различных классов вязкости друг с другом, если необходимо пополнить уровень масла, а температура окружающей среды уже не соответствует классу вязкости находящегося в двигателе масла.
Присадки — все равно какого рода — нельзя примешивать ни к топливу, ни к смазочному маслу.
Спецификация моторного масла
Для современных двигателей принципиально допускаются к применению только моторные масла для тяжелых условий работы HD-Oil (Heavy-Duty-Oil). Эти масла содержат химические присадки, которые существенно улучшают их смазочные свойства. Присадки улучшают коррозионную защиту, обладают противоокислительными свойствами, препятствуют образованию шлама в картере двигателя, улучшают вязкостные, чистящие и растворяющие свойства масла. Чистящие и растворяющие присадки не только уменьшают образование отложений в двигателе, но одновременно обладают способностью растворять отложения и удерживать их и другие загрязнители масла в мелко дисперсном виде во взвешенном состоянии, что позволяет при замене масла сливать вместе с ним все загрязнения.
, Качество моторного масла обозначается по американской системе API (American Petroleum Institute). Характеристика масла дается, смотря по обстоятельствам, двумя буквами. Первая буква указывает область применения: S (Service) — масло применяется в бензиновых двигателях; С (Commercial) — масло применяется в дизельных двигателях. Вторая буква указывает на качество в алфавитном порядке. По спецификации API высшее качество имеет масло SG для бензиновых двигателей и масло CD для дизельных двигателей. Внимание: Моторные масла с обозначением CD,которые производителем масел обозначены как масла для дизельных двигателей, для бензиновых двигателей не подходят. Однако имеются масла, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. В этом случае на упаковке масла указываются обе спецификации (например, SF/CD).
Фирма VW установила собственные стандарты на масла. Необходимо применять только масла, отвечающие этим стандартам. Стандарт VW указывается на упаковке масла. Если возникает сомнение, можно справиться о допущенных к эксплуатации маслах у продавца.
Для бензиновых двигателей требуются всесезонные масла, отвечающие стандарту VW 501 01. Можно заливать также и ниэкофрикционное масло по стандарту VW 500 00. Всесезонные масла (VW 501 01), как правило, недорогие. Если масло этой спецификации отсутствует, временно можно использовать масло спецификации API-SF или SG.
Спецификация масла для дизельных двигателей без наддува (65/68 л.с.): VW 501 01, VW 505 00, API-CD или моторные масла для тяжелых условий работы, которые одновременно соответствуют стандартам VW 500 00 и 505 00. Если соответствующее указанным стандартам VW масло отсутствует, для пополнения уровня может применяться всесеэонное масло спецификации API-CF.
Расход масла
Применительно к двигателю внутреннего сгорания под расходом масла понимают то количество масла, которое расходуется вследствие осуществления процесса сгорания. Ни в коем случае нельзя отождествлять расход масла с потерей масла, которая возникает из-за негерметичности масляного поддона, крышки головки цилиндров и т.д.
Нормальный расход масла возникает вследствие сгорания его в цилиндре, а также вследствие отвода продуктов сгорания и частиц износа. К тому же масло стареет под воздействиями высоких температур и давлений, которым оно беспрестанно подвергается в двигателе.
Кроме того, на расход масла оказывают влияние внешние условия эксплуатации, режим движения, а также производственные допуски. Самый высокий расход масла должен составлять не более 1,5 л/1000 км.
Безусловно, уровень масла должен пополняться, если он опустился до метки «Nachfull» (тогда для пополнения требуется максимально 1 л).
Комментарии посетителей