- регулирование частоты вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода;
- управление топливоподачей по заданным алгоритмам;
- оптимизация состава смеси при пуске и прогреве двигателя;
- обогащение смеси при ускорении автомобиля;
- отключение подачи смеси на принудительном холостом ходу;
- остановка двигателя;
- управление подогревом впускного трубопровода;
- управление системой зажигания по заданной программе;
- самодиагностика;
- управление рециркуляцией отработавших газов;
- регулирование частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Регулировка холостого хода
Независимо от момента сил трения в двигателе, температуры всасываемого воздуха и атмосферного давления частота вращения холостого хода регулируется на постоянное значение (рис. 6.2). Это достигается благодаря установочному механизму дроссельной заслонки, который изменяет ее положение, если число оборотов холостого хода отклоняется от среднего значения более чем на 20 мин-1. Во всем диапазоне температур число оборотов холостого хода поддерживается на заданном уровне, причем нормативное значение числа оборотов холостого хода взаимосвязано с температурой во впускном трубопроводе. Положительное свойство системы Ecotronic: число оборотов холостого хода можно в среднем, по отношению к двигателям с обычным карбюратором, уменьшить.
Рис. 6.2. Исполнительная функция регулирования частоты вращения холостого хода по принципу пропорционально-интегрального регулирования с мертвой зоной.
Функция регулирования холостого хода работает по принципу пропорционально-интегрального регулирования с мертвой зоной. Пропорциональная и интегральная составляющие могут по разному согласовываться в зависимости от величины отклонений от нормативных значений числа оборотов1.
Управление по заданным режимным параметрам
Так как в карбюраторе отсутствуют дополнительные смесеобразующие системы, управляемые разрежением, то требуется корректор по согласованию теплового режима двигателя с работой исполнительных органов карбюратора. Таким устройством является механизм управления положением воздушной заслонки для обогащения топливо-воздушной смеси на холостом ходу в зависимости от рабочей температуры двигателя.
Оптимизация состава горючей смеси при пуске и прогреве двигателя
Топливная пленка на стенках впускного тракта двигателя и мощность, затрачиваемая на преодоления сил трения в двигателе, зависят от температуры. Состав смеси и наполнение двигателя оптимизируются в зависимости от условий пуска и прогрева двигателя. При пуске шток регулятора положения дроссельной заслонки полностью выдвигается, а механизм управления воздушной заслонкой управляет ею в процессе пуска в соответствии с потребностью в этом. После того как во впускном трубопроводе устанавливается достаточное разрежение, дроссельная заслонка занимает положение, определяемое температурой. После достижения заданной частоты вращения коленчатого вала регулятор положения дроссельной заслонки прекращает свое воздействие на частоту вращения в режиме холостого хода (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Управление пуском и прогревом двигателя.
Постепенное снижение степени обогащения горючей смеси после перехода на форсированный режим, а также в течение первой фазы прогрева, происходит по временному закону в зависимости от температуры, затем по заданным табличным значениям для установившегося режима работы двигателя.
Обогащение горючей смеси при работе двигателя в режиме ускорения
Движение дроссельной заслонки в сторону открытия вызывает немедленное обогащение топливо-воздушной смеси. Степень обогащения TVA задается как функция от температуры впускного трубопровода, частоты вращения коленчатого вала, угла открытия дроссельной заслонки и скорости ее открытия.
Обогащение достигается кратковременным закрытием воздушной заслонки. После этого степень обогащения снижается снова по экспоненциальному закону (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Схема протекания процесса обогащения горючей смеси в режиме ускорения.
Отключение подачи топлива на принудительном холостом ходу
При закрытии дроссельной заслонки при частоте вращения свыше 1400 мин-1 прекращается подача топлива. Дроссельная заслонка в позицию принудительного холостого хода2 приводится с запаздыванием. Если двигатель на режим принудительного холостого хода переводится из режима высоких нагрузок, то заслонка останавливается в приоткрытом положении, а затем, через короткий промежуток времени устанавливается в положение принудительного холостого хода (рис. 6.5).
Рис. 6.5. Схема протекания процесса принуднтельного холостого хода.
Если частота вращения на принудительном холостом ходу достигает нижнего порога, происходит управляемое и вместе с тем плавное восстановление процесса подачи топлива и его воспламенения.
Если необходимо быстро перейти из режима принудительного холостого хода в режим ускорения, то приводится в действие педаль управления подачей топлива, а вместе с этим возобновляется и воспламенение горючей смеси в цилиндрах двигателя.
Остановка двигателя
После закрытия дроссельной заслонки подача топлива в двигатель прекращается, благодаря чему устраняется самопроизвольная работа двигателя после выключения зажигания. После остановки двигателя дроссельная заслонка переводится в положение пуска.
Управление опережением зажигания по заданной параметрической матрице
На основе обработки информации о частоте вращения коленчатого вала, угла открытия дроссельной заслонки и температуры устанавливается оптимальный угол опережения зажигания с учетом ограничения содержания вредных веществ в отработавших газах, мощностных показателей и расхода топлива (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Блок-схема управления системой зажигания EZV.
Параметрическая матрица системы зажигания состоит из 16x16 опорных точек (частота вращения и угол открытия дроссельной заслонки), что дает возможность обеспечить "точечное" регулирование угла опережения зажигания без оказания влияния на регулирование опережения зажигания в смежных рабочих точках.
При непрогретом двигателе оптимизация угла опережения зажигания в зависимости от температуры происходит благодаря корректировке параметрической матрицы.
Рассчитанный контроллером момент зажигания реализуется в виде импульса непосредственно на катушку зажигания, а от нее через распределитель высокого напряжения к свечам зажигания. Установленная характеристика зажигания никоим образом не подвергается изменению в эксплуатации3.
Самодиагностика
Система Ecotronic, включая периферийные элементы, имеет в своем составе подсистему самодиагностики. Возникающие при работе двигателя неисправности распознаются и выводятся из контроллера посредством сигнальной лампы в виде мигающих кодов.
Рециркуляция отработавших газов
Механико-пневматическая система рециркуляции отработавших газов, предназначенная для снижения содержания оксидов азота (NOx) в отработавших газах, устанавливается только на отдельных моделях автомобилей. В зависимости от управляющего давления4, являющегося функцией параметрического поля значений угла открытия дроссельной заслонки и состояния двигателя, часть отработавших газов через клапан системы рециркуляции вновь возвращается во впускную систему.
1) Пропорциональная составляющая обеспечивает быструю реакцию на отклонение числа оборотов от заданной величины, интегральная — медленную, с "запоминанием" длительных периодов отклонений числа оборотов от заданного значения. Эти параметры вместе обеспечивают устойчивость работы двигателя на холостом ходу без "раскачек" и остановок. Взаимосвязь этих параметров заложена в программу блока управления.
2) В карбюраторе "ЕЕ" выходное отверстие системы холостого хода находится у самой кромки дроссельной заслонки. При этом отключение подачи топлива на ПХХ достигается закрытием дроссельной заслонки, что приводит к падению разрежения у выходного отверстия системы холостого хода и прекращению истекания из него топлива.
3) Имеется в виду отсутствие самопроизвольного отклонения характеристики угла опережения зажигания.
4) В простом понимании, разрежения в полости диафрагменного механизма клапана рециркуляции ОГ.
Комментарии посетителей