Как известно, бензин как смесь углеводородов различного фракционного состава выкипает в интервале температур 50-225°С, поэтому прогрев и испарение капель топлива во впускном трубопроводе сопровождается разделением бензина на фракции.
В первую очередь испаряются наиболее легкие низкокипящие фракции, образуя бензовоздушную смесь обедненного состава, которая распределяется неравномерно по всем цилиндрам двигателя.
Тяжелые высококипяшие фракции не успевают испариться во впускном трубопроводе, оседают на стенки впускного трубопровода в виде топливной пленки, которая движется в направлении, соответствующем направлению движения паровоздушной смеси, со скоростью во много раз меньшей, чем скорость паровоздушной смеси.
Некоторая часть топлива в виде жидких капель из пленки попадает в отдельные цилиндры, обогащая тем самым состав бензовоздушной смеси в этом цилиндре
Легкие фракции бензина обладают относительно высокой анти-детонационной стойкостью для данной степени сжатия, поэтому паровоздушная смесь обедненного состава с α=1,0-1,1, наиболее склонная к детонационному сгоранию, попавшая в цилиндры, куда топливо в жидкой фазе практически не попадает, тем не менее сгорает без детонации.
Более тяжелые фракции топлива обладают относительно низкой антидетонационной стойкостью, но, попадая в цилиндр в жилкой фазе, обогащают состав горючей смеси до α=0,8-9, обеспечивая тем самым высокие скорости сгорания и бездетонационную работу цилиндров. Таким образом, происходит автоматическое выравнивание антидетонационной стойкости цилиндров при наличии неравномерного распределения топлива по отдельным цилиндрам.
При использовании на двигателях с высокой степенью сжатия автомобильных высокооктановых бензинов АИ-92, АИ-95, АИ-98, повышенная антидетонационная стойкость которых в основном обусловлена содержанием сравнительно тяжелых ароматических углеводородов (более 50%), легкие и тяжелые фракции обладают также различной антидетонационной стойкостью.
Легкие низкокипящие фракции высокооктановых бензинов для данной степени сжатия обладают сравнительно низкой антидетонационной стойкостью, поэтому паровоздушная смесь обедненного состава, попадая в один из цилиндров, увеличивает вероятность детонационного сгорания.
Тяжелые высококипящие фракции, состоящие в основном из высокооктановых ароматических углеводородов, попадая в отдельные цилиндры в жидкой фазе и гем самым обогащая паровоздушную смесь, уменьшают вероятность возникновения детонационного сгорания.
Опасность возникновения детонационного сгорания в отдельных цилиндрах многоцилиндрового двигателя из-за неравномерного фракционного состава (даже при использовании высокооктанового топлива), усугубляется тем, что при работе высокооборотного форсированного двигателя наличие детонации в одном из цилиндров трудно различимо на слух на фоне общего шума двигателя. Наличие детонации из-за увеличения теплоотдачи в теплонапряженные детали камеры сгорания может привезли к тяжелым последствиям: прогоранию клапанов, поршней, калильному зажиганию, к расплавлению поршней.
Для равномерного распределения топливовоздушной смеси по количеству и фракционному составу по всем цилиндрам многоцилиндрового двигателя совершенствуют конструкцию впускного тракта, применяют многокамерные карбюраторы, используют системы впрыска легкого топлива с форсункой и подводящей воздух трубой на каждый цилиндр.
Комментарии посетителей