Если стоит задача найти неисправность в электрической системе или смонтировать дополнительное устройство, то без принципиальной схемы не обойтись, т.к. на ней показано токопрохождение и, следовательно, кабельные соединения. Та или иная электрическая цепь обязательно должна быть замкнута, иначе ток не потечет. Например, недостаточно того, что на положительном зажиме клеммы имеется напряжение, если одновременно цепь тока не замкнута через присоединение к массе.
Поэтому один из кабелей батареи соединяется с кузовом. Однакоо иногда этого соединения не хватает, и к тому или иному потребителю идет еще провод, соединенный с массой, изоляция которого, как правило, окрашена в коричневый цвет. Отдельные электроцепи могут охватывать переключатели, реле, предохранители, измерительные приборы, электродвигатели или другие элементы. Чтобы эти элементы могли быть подключены правильно, отдельные контакты имеют обозначения.
Чтобы можно было разобраться в переплетении кабелей хотя бы в на схеме, отдельные проводники размещены вертикально друг возле друга и пронумерованы.
Вертикальные линии заканчиваются на чаще всего подчеркнутым серым цветом поле. Это поле символизирует плату реле с держателями предохранителей и плюсовые линии цепи тока. Конечно, на плате реле имеется провод, соединенный с массой (клемма 31). Внизу цепь тока замыкается на горизонтальную линию, символизирующую массу. Соединение с массой обычно производится путем непосредственного подключения к кузову или же к проводнику, соединенному с кузовом.
Если цепь прерывается прямоугольником, внутри которого стоит число, то это число указывает на номер провода, которым продолжается цепь.
Чтобы читать принципиальную схему, нужно знать обозначение деталей.
Буквенные обозначения наиболее важных деталей:
Буква | Деталь |
? | Батарея |
? | Стартер |
? | Генератор трехфазного тока |
? | Выключатель зажигания |
? | Ручной переключатель |
? | Механический переключатель |
? | Датчик, контрольный прибор |
? | Рупор звукового сигнала, сирены |
? | Реле, управляющее устройство им, |
L, M, X | Контрольные лампы, лампы, осветительные приборы |
? | Электромагнитные клапаны, резисторы, коммутационные приборы |
O | Распределитель зажигания |
Р, Q | Свеча зажигания, штекер свечи зажигания |
R | Радиоприемник |
S | Предохранитель |
Т | Штекерный разъем |
V | Электродвигатель |
Для более точной идентификации к буквам добавляются числа.
Реле и электронные управляющие элементы, как правило, выделены серым. Линии, проходящие на этом фоне, являются внутренними соединениями. Они показывают, как реле и другие электрические и электронные элементы связаны между собой.
Цифра в черном квадрате обозначает номер реле на плате реле с держателями предохранителей. Рядом с реле приведено обозначение контактов.
Например, если рядом с реле на схеме стоит 17/87, то 17 обозначает клемму на плате реле, а 87 обозначает клемму реле или управляющего элемента.
Клеммы обозначаются в соответствии с промышленным стандартом ФРГ. Наиболее важными являются:
Клемма 30. К этой клемме всегда приложено напряжение батареи. Кабель обычно бывает красного цвета или красный с цветными полосами.
Клемма 31 ведет к массе. Провода, идущие на массу, как правило, коричневого цвета.
Клемма 15 запитывается от замка зажигания. Ток по проводникам идет только при включенном зажигании. Кабели в основном зеленые или зеленые с цветными полосками.
Клемма X также проводит ток при включенном зажигании, но он прерывается при приведении стартера в действие. Этим достигается, что при запуске на систему зажигания идет полная мощность батареи. Все мощные потребители тока подключены к этой цепи. Лампы дальнего света запитываются также через клемму X. Так, при включенном дальнем свете и выключенном зажигании автоматически включается подфарник.
На всех принципиальных схемах одинаковые элементы имеют одни и те же обозначения, например, А для батареи:
А | батарея | 4 |
В | стартер | 7-8 |
С | генератор переменного тока | 1-2 |
С1 | регулятор напряжения | 1-2 |
T1f | одноконтактный штекерный разъем, моторное отделение справа | 1 |
T1r | одноконтактный штекерный разъем, за платой реле | 2 |
1 | присоединение к массе, батарея-кузов | 5 |
2 | присоединение к массе, передача-кузов | 6 |
30 | масса, точка 1, рядом с платой реле | 2 |
119 | соединение с корпусом 3, в жгуте проводов фара | 4 |
Комментарии посетителей