Кривошипно-шатунный механизм: 1 - картер двигателя (очистить и продуть сжатым воздухом масляные каналы, смазать герметиком прилегающие поверхности); 2 - установочный штифт (обратить внимание на плотность установки; 3 - подшипник распределительного вала (смазать маслом, концы установить в выемках картера); 4 - 2-й коренной подшипник (смазать маслом, сохранить монтажное положение, не переставлять); 5 - запирающая крышка распределительного вала (устанавливать с герметиком); 6 - толкатель (смазать маслом, закрепить пружинными зажимами); 7 - распределительный вал; 8-1-й коренной подшипник (смазать маслом; отверстие для установочного штифта направлено к маховику); 9 шестерня коленчатого вала; 10 - коренной подшипник (3 шт.) (смазать маслом; отверстие для установочного штифта направлено к щеке коленчатого вала); 11 - вкладыш подшипника (сохранить монтажное положение, не переставлять); 12 - приводная шестерня распределителя зажигания (снимается вместе с шестерней коленчатого вала); 13 - коленчатый вал (очистить, продуть сжатым воздухом масляные каналы, не устанавливать без коррозионной защиты); 14 - установочное кольцо; 15 - стопорное кольцо; 16 - 4-й коренной подшипник (смазать маслом; канавка направлена к маслоотражательному диску); 17 - маслоотражательный диск (вогнутая сторона - к ременному шкиву); 18 - шатун; 19 - 35 Нм (3,5 кгсм) (прилегающие поверхности смазать маслом, шатунные болты (в автомобиле с двигателем 1200) заменить); 20 - втулка шатуна
Разборка
Снять двигатель (см. раздел "Снятие и установка двигателя").
Снять систему выпуска отработавших газов (см. раздел "Замена системы выпуска").
Снять впускной трубопровод вместе с карбюратором (см. раздел "Снятие и установка карбюратора").
Снять вентилятор системы охлаждения (см. главу "Система охлаждения").
Снять масляный радиатор (см. раздел "Снятие и установка масляного радиатора").
Снять распределитель зажигания и вал его привода (см. подраздел "Снятие и установка распределителя зажигания").
Снять топливный насос (см. раздел "Снятие и установка топливного насоса").
Снять клиноременной шкив (см. раздел "Замена клиноременных шкивов").
Снять сцепление (см. раздел "Снятие, проверка и установка сцепления").
Внимание! При замене двигателя обратить особое внимание на указания по установке.
Снять маховик (см. раздел "Снятие и установка маховика").
Снять масляный фильтр с кронштейном генератора, датчиком давления масла и сетчатым масляным фильтром (см. главу "Система смазки").
Снять масляный насос (см. раздел "Снятие, проверка и установка масляного насоса").
Снять головку цилиндров (см. раздел "Снятие и установка головок цилиндров").
Снять цилиндры (см. раздел "Снятие и установка цилиндров").
Снять поршни (см. раздел "Снятие и установка цилиндров, поршней и поршневых колец").
Отвернуть при помощи торцевого ключа гайки со шпилек крепления картера.
Повернуть картер таким образом, чтобы левая половина расположилась снизу.
Закрепить проволокой или пружинными зажимами толкатели в правой половине картера.
Расшатать верхнюю половину картера легкими ударами резинового молотка и приподнять ее. Ни в коем случае не забивать с целью расшатывания в стык отвертку или другое вспомогательное приспособление, иначе будут повреждены уплотнительные поверхности, и картер придет в негодность. При подъеме правой половины картера следует позаботиться о том, чтобы шатуны не опрокинулись на сторону и не повредили уплотнительную поверхность левой половины картера.
Вынуть коленчатый и распределительный валы.
Внимание! Обозначить монтажное положение разделяемых подшипников. При снятии коленчатого и распределительного валов обратить внимание на то, чтобы были отделены все подшипники распределительного вала и 2-й подшипник коленчатого вала. Подшипники могут прилипнуть к рабочим поверхностям валов и повредиться при снятии.
Подшипники распределительного вала и 2-й подшипник коленчатого вала нужно вынимать только после того, как все они помечены.
Стянуть 6 уплотнительных колец со шпилек 3-й подшипниковой опоры.
Вынуть толкатели клапанов.
Снять предохранительный клапан системы смазки (см. раздел "Снятие и установка предохранительного клапана").
Проверка
Очистить с помощью керосина уплотнительные поверхности обеих половин картера от остатков уплотнительной прокладки, действуя осторожно, чтобы не повредить при этом металлическую поверхность.
Тщательно проверить половины картера на отсутствие повреждений и царапин.
Проверить шпильки на прочность посадки. В отверстия с изношенной резьбой можно ввернуть резьбовые вставки из проволочной спирали.
Скрепить вместе обе половины картера без использования герметика. Соблюдать предписанные моменты затяжки: гаечный ключ на 17 мм - 35 Нм (3,5 кгсм), гаечный ключ на 13 мм - 20 Нм (2,0 кгсм).
Проверить нутромером и микрометром диаметры отверстий в картере под подшипники коленчатого вала.
Отверстие в картере | Диаметр, мм |
под 1-й, 2-й и 3-й подшипники | 65,00 |
под 4-й подшипник | 50,00 |
Внимание! Двигатель, устанавливаемый на место заменяемого, может отличаться от последнего дополнительной обработкой различных деталей. Путем дополнительной обработки можно получить увеличенные либо уменьшенные по сравнению с номинальными установочные размеры. Картер с дополнительно обработанной выровненной поверхностью стыка или с отверстиями под увеличенный размер подшипников коленчатого вала маркируется на торцевой стороне правой половины картера (вблизи поверхности стыка) буквами "Р" или "О". Двигатели, обозначенные буквой "О", имеют клиноременные шкивы увеличенного размера. Эти шкивы маркируются двумя круговыми канавками на передней стороне. В случае дополнительно обработанных посадочных поверхностей цилиндров между картером и прокладкой головки цилиндров устанавливаются компенсирующие шайбы. Установкой компенсирующих колец нельзя пренебрегать, иначе изменится компрессия в цилиндрах двигателя.
Сборка
Внимание! Обе половины картера при изготовлении обрабатываются в сборе. Поэтому и заменяться они должны также вместе.
Тщательно вымыть обе половины картера в керосине и продуть масляные каналы сжатым воздухом.
Поднять левую половину картера.
Коленчатый и распределительный валы установлены правильно, если метка на распределительном валу расположена между метками (см. стрелку) шестерни коленчатого вала.
Смазать маслом вкладыши подшипников коленчатого и распределительного валов и установить вкладыши согласно меткам.
Установить коленчатый и распределительный валы, соблюдая маркировку.
Надеть на шпильки 6 новых уплотнительных колец.
Равномерно смазать стыковочные поверхности половин картера тонким слоем герметика Curil. Герметик не должен попасть в масляные каналы подшипников коленчатого и распределительного валов.
Вставить смазанные маслом толкатели в правую половину картера и закрепить их пружинными зажимами или проволокой.
Установить запирающую крышку распредвала днищем крышки наружу, смазав ее герметиком.
Соединить половины картера.
Сначала затянуть моментом 20 Нм гайку М8 (см. стрелку), расположенную рядом со шпилькой М12 1-го подшипника коленчатого вала. Затем затянуть гайки М12 моментом 35 Нм. После этого затянуть все оставшиеся гайки М8 моментом 20 Нм.
Внимание! Соблюдать указанный порядок затяжки гаек.
Проверить легкость вращения коленчатого вала.
Собрать двигатель в порядке, обратном порядку разборки.
Комментарии посетителей