Циркуляция охлаждающей жидкости
Для охлаждения двигателя охлаждающая жидкость постоянно циркулирует в контуре, нагнетаемая водяным насосом. Пока двигатель не прогрет, охлаждающая жидкость циркулирует только в головке блока цилиндров, в блоке цилиндров и в радиаторе отопителя.
С увеличением температуры термостат системы жидкостного охлаждения открывает большой контур и направляет поток охлаждающей жидкости в радиатор.
Охлаждающая жидкость движется по радиатору, охлаждаясь при этом воздухом, проходящим рядом с ребрами радиатора.
Для дополнительного охлаждения жидкости установлен вентилятор обдува радиатора, приводимый в действие электромотором. Электровентилятор включается и выключается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости (см. иллюстрацию 1.0).
Внимание! Электровентилятор под воздействием тепла, аккумулирующегося в моторном отсеке, может автоматически включиться и при выключенном зажигании. Рекомендуется перед выполнением работ в моторном отсеке, особенно вблизи вентилятора обдува радиатора, отсоединять штекер питания электровентилятора.
Внимание! При выполнении работ на системе охлаждения не допускайте попадания охлаждающей жидкости на зубчатый ремень газораспределительного механизма. Этиленгликоль, входящий в состав охлаждающей жидкости, может повредить основу ремня настолько, что он через некоторое время порвется. Это в свою очередь чревато серьезным повреждением двигателя.
Внимание! При установке шланги системы охлаждения должны быть уложены без натяжения, а также они не должны соприкасаться с рядом расположенными деталями и узлами. Если концы трубопроводов и шлангов системы охлаждения имеют маркировку или на них нанесены стрелки, то метки или стрелки на соединительном стыке должны располагаться друг против друга.
Двухконтурная система охлаждения. Автомобили с бензиновым двигателем FSI объемом 1,4-/1,6 литра
Бензиновый двигатель FSI имеет двухконтурную систему охлаждения, обеспечивающую раздельную циркуляцию охлаждающей жидкости с разной температурой через рубашку охлаждения блока цилиндров и головку блока цилиндров.
Управление потоками охлаждающей жидкости выполняется двумя термостатами, из которых один управляет контуром охлаждения блока цилиндров, а второй - контуром охлаждения головки блока цилиндров.
Преимуществами двухконтурной системы охлаждения являются:
- ускоренный разогрев блока цилиндров, так как охлаждающая жидкость остается в рубашке охлаждения блока до достижения ею температуры +105°С;
- более высокая температура блока цилиндров снижает трение шатунно-кривошипного механизма;
- обеспечивается лучшее охлаждение камер сгорания за счет более низкой температуры в головке блока цилиндров.
Управление системой охлаждения у автомобилей с двигателем FSI объемом 2,0 литра
Элементами управления системой охлаждения являются распределительный блок с термостатом, подогревателем термостата, а также пружины механического перекрытия отверстий в каналах циркуляции охлаждающей жидкости.
Температура охлаждающей жидкости поддерживается блоком управления двигателем (микропроцессором) с помощью термостата с электрическим подогревом.
В блоке управления заложены параметрические данные, охватывающие все возможные ситуации эксплуатации двигателя, и блок выбирает тот параметр, который в наибольшей степени соответствует текущей эксплуатационной нагрузке на двигатель.
Если, к примеру, нагрузка на двигатель такова, что включается электрический подогреватель пружины термостата, то в этом случае происходит дополнительное растяжение пружины и, соответственно, ход термостата увеличивается.
'Это в свою очередь приводит к снижению температуры охлаждающей жидкости и охлаждению камер сгорания. Более холодные камеры сгорания обеспечивают ранний угол зажигания, чем повышается крутящий момент двигателя.
Охлаждающая жидкость
Система охлаждения круглый год заполнена смесью из воды, антифриза и антикоррозийного средства. Эта смесь предохраняет от повреждений, вызываемых замерзанием, коррозией, известковыми отложениями и, кроме того, повышает точку кипения охлаждающей жидкости.
В охлаждающем контуре при нагревании жидкости в результате её расширения возникает избыточное давление, что также способствует повышению точки кипения охлаждающей жидкости.
В связи с нагревом охлаждающей жидкости и её расширением в системе охлаждения образуется давление, что также способствует увеличению точки кипения охлаждающей жидкости.
Давление в системе регулируется клапаном, установленным на крышке расширительного бачка. Клапан открывается при давлении 1,4-1,6 бар. Повышенная точка кипения охлаждающей жидкости необходима для безупречной работы системы охлаждения двигателя.
Слишком низкая точка кипения жидкости может привести к тепловой пробке, которая затрудняет циркуляцию охлаждающей жидкости и ухудшает охлаждение двигателя. По этой причине система охлаждения обязательно должна быть круглогодично заполнена смесью из охлаждающего концентрата.
При заправке или замене охлаждающей жидкости следует пользоваться антифризом G12 Plus лилового цвета (полное обозначение G 012 A8F) или иным, если он соответствует техническим требованиям «TL VW 774F», например, Glysantin-Alu-Protect-Premium/G30.
Внимание! Для пополнения охлаждающей жидкости, в том числе и в теплое время года, используйте только смесь антифриза G12 Plus липового цвета и чистой воды с низким содержанием извести. Даже летом доля антифриза в охлаждающей жидкости не должна быть меньше 40%. По этой причине при заливке воды в систему охлаждения добавляйте сразу и антифриз.
В наших широтах концентрация охлаждающей жидкости должна обеспечивать защиту от замерзания примерно при температурах до -25°, а еще лучше - до -35°. Содержание антифриза в охлаждающей жидкости не должно быть выше 60%.
При таком процентном соотношении антифриза и воды обеспечивается защита от замерзания при темпера турах до -40°С. Это соотношение превышать не следует, потому что при увеличении содержания антифриза происходит снижение морозоустойчивости охлаждающей жидкости, а также её охлаждающей способности.
Внимание! Заправочные объемы в зависимости от комплектации автомобиля могут отличаться от указанных в таблице значений.
Циркуляция охлаждающей жидкости. Автомобили с бензиновым двигателем FSI объемом 1.4-/1.6 литра мощностью 66/85 кВт (90/115 л. с.)
1 - расширительный бачок
2 - шланг системы охлаждения. От рециркуляционного клапана
3 - рециркуляционный клапан
4 - радиатор отопителя водяной насос/термостат
5 - радиатор охлаждения трансмиссионного масла Только у автомобилей с автоматической коробкой передач
6 - шланг системы охлаждения. К рециркуляционному клапану
7 - верхний шланг системы охлаждения
8 - нижний шланг системы охлаждения
9 - радиатор
10 - масляный радиатор. Только автомобили с двигателем объемом 1,6 литра
11 - корпус термостата
12- головка блока цилиндров/блок цилиндров
13 - трубопровод системы охлаждения
14 - водяной насос
15 - впускной коллектор
Комментарии посетителей