Каждую пару шатун-поршень промаркируйте в соответствии с номером цилиндра, из которого они будут извлечены. Лучше всего это сделать краской, нанося номера цилиндров на днища поршней (рис. 200). Номера дополните стрелкой, направленной к передней части двигателя. Ориентацию деталей можно также определить по выемкам под клапаны.
Во время снятия поршня с шатуном нужно запомнить положение крышки шатуна. Сразу после снятия рекомендуется пометить одновременно крышку и нижнюю головку шатуна, нанося с одной стороны номер цилиндра (см. рис. 65). Крышка и нижняя головка шатуна на заводе-изготовителе снабжены приливами (рис. 201), которые после сборки должны совместиться со стороны промежуточного вала.
Поршни двигателя с турбонаддувом имеют вырез с одной стороны юбки. Благодаря этому невозможен удар поршня о форсунку для подачи масла в НМТ. Во время установки поршня вырез должен находиться со стороны форсунки (рис. 202).
Могут применяться либо деформируемые шатунные болты с длиной резьбы 25 мм, либо недеформируемые шатунные болты с длиной резьбы 15 мм. Деформируемые шатунные болты нельзя использовать повторно при сборке крышек шатунов. В двигателях с турбонаддувом используются только деформируемые шатунные болты.
В двигателях с гидравлическими толкателями поршни II и III группы имеют фаску 15°. Если устанавливаются новые поршни, они должны иметь указанные фаски. Прамаркируйте вкладыши каждого шатуна. Для различия верхнего и нижнего вкладыша можно пометить их краской на выпуклой части. После снятия крышек шатунов и вкладышей выньте поршни с шатунами вверх из блока цилиндров. В случае необходимости удалите с поверхности зеркала цилиндра верхний буртик. Снимите стопорные кольца и выньте поршневой палец. Углубление рядом с отверстием для пальца позволяет использовать острый предмет (шило), которым поддевается стопорное кольцо, как показана на рис. 68.
С поршней по очереди снимите поршневые кольца, используя щипцы для поршневых колец (см. рис. 69). Если кольца будут снова использоваться, их необходимо промаркировать. Если нет специальных щипцов, можно использовать стальные полоски, которые подкладывают под кольца по окружности через 120°. Одна из стальных полосок подкладывается под замки колец, чтобы не испортить зеркало цилиндра (рис. 203).
Комментарии посетителей