а) маховика 10;
б) диска сцепления 11;
в) дожима сцепления;
г) выжимного подшипника сцепления 3;
д) направляющей втулки и выжимного подшипника;
е) вилок, выключающих сцепление с рычагом 5;
ж) тросика сцепления;
з) педали сцепления.
Рис. 5.1. Схема действия сцепления - (решение, применяемое до 1985 г.)
1 - дожимное кольцо; 2 - пружинное кольцо; 3 - выжимной подлинник сцепления; 4 - направляющая втулка; 5 выключающие вилки и дисковая пружина; 7 - крепящая заклепка; 8 - корпус прижимания сцепления; 9 - фрикционные накладки 10-маховик; 11 - диск сцепления; 12 - вал сцепления; 12 - болты, крепящие маховик.
Основным элементом узла сцепления является диск сцепления. Он переносит привод с маховика двигателя на вал сцепления коробки передач. Диск сцепления состоит из ступицы с внутренним шпицем, амортизатора поворотного и фрикционных накладок. Ступица соединена с накладками посредством поворотного амортизатора и пружин, амортизирующих резкие удары момента вращения.
Амортизатор колебании поворота состоит из фрикционных колец. которые, двигаясь относительно друг друга, глушат колебания амортизирующих пружин. Остальные элементы служат для плавного соединения двигателя с коробкой передач с целью передачи привода на колеса автомобиля. Очередные решения узла сцепления обеспечивают все большую надежность и удобство в управлении этим узлом.
В автомобилях VW применяются два решения схемы сцепления. В этих двух решениях используется дисковая пружина как исполнительный элемент. Дисковая пружина имеет наилучшую характеристику, что приводит к тому, что сила производимая ходом педали сцепления, значительно меньше. Это дает эффект более высокого комфорта управления сцеплением при том же вращательном моменте, пероносимом через сцепление. Первое из упоминавшихся решений — это типичная система, представленная на рисунке (рис. 5.1)
Когда педаль сцепления освобождена, дисковая пружина 6 через дожимное кольцо 1 дожимает диск сцепления 11 маховику. Это показано на нижней части рисунка 5.1. Вращательный момент переносится с маховика через фрикционные накладки 9 и диск сцепления на вал сцепления 12 коробки передач. Когда водитель нажмет педаль сцепления, выжимной подшипник 3 будет продвинут по втулке 4 с помощью выключающих вилок.
Позиция выжимного подшипника после нажатия педали сцепления видна на верхней части рисунка 5.1.
Когда выжимной подшипник передвигается в сторону дисковой пружины, происходит сгибание внутренней части дисковой пружины. Так как диск пружины крепится к корпусу дожима 8 с помощью заклепок 7, после сгибания внутренней части пружины ее внешняя часть отгибается в противоположную сторону, вытаскивая за собой дожимное кольцо 1. После того, как дожимное кольцо оттянуто, маховик вращается свободно, не передавая крутящий момент на вал сцепления. Второе решение, показанное на рисунке, включает подобные элементы, расположенные несколько иначе (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Элементы сцепления
1 - болт, крепящий дожим сцепления; 2 - пружины амортизатора колебаний при повороте; 3 - болт, крепящий маховик; 4 цапфа коленвала; 5 - дожим сцепления; 6 - дожимное кольцо, 7 - дисковая пружина; 8 - шайба; 9 - выключающий диск; 10 - пружинистое кольцо; 11 - диск сцепления; 12 - маховик; 13 - толкатель сцепления.
Дожим сцепления 5 прикручен к цапфе коленвала 4 с помощью болтов 1 и шайбы 8. Маховик 12 прикреплен к корпусу дожима сцепления 5. В этой системе маховик привинчен к цапфе коленвала, а корпус дожима привинчен к маховику.
Второй принципиальной разницей является применение толкателя, расположенного в выточке вала сцепления.
Выжимной подшипник и выключающие вилки размещены в заднем корпусе коробки передач. После нажатия педали сцепления 5 тросик сцепления 1 вращает рычаг сцепления (рис. 5.4)
Рис. 5.4. Внешняя система выключения сцепления - 084
1 - корпус коробки передач; 2 - стягивающая пружина; 3 - выключающий рычаг; 4 - тросик сцепления; 5 - плечо педали сцепления; 6 - окончание металлической защиты тросика; 7 - фиксирующая шайба; 8 - пропуск; 9 - ограничители хода педали; 10 - корпус шкворня педали; 11 - предо хранение шкворня; 12 - жестяная перегородка двигателя; 13 педаль сцепления; 14 - кронштейн тросика; 15 - центрирующая втулка; 16 - контргайка; 17 - регулировочная гайка; 18 - место регулировки длины тросика.
На оси рычага внутри коробки передач посажено плечо, которое двигает выжимной подшипник. Выжимной подшипник нажимает через толкатель 13 на выключающий диск (рис. 5.2).
Выключающий диск сгибает дисковую пружину, которая, подобно тому как в первом решении, оттягивает дожимное кольцо 6 и освобождает диск сцепления. Передача привода прерывается. Выключающий диск крепится к дисковой пружине с помощью пружинистого кольца 10.
Комментарии посетителей